В статье на основе анализа репертуарных афиш ведущих балетных коллективов автором анализируются проблемы в развитии сегодняшнего балетмейстерского искусства в Казахстане. По мнению автора, одним из тормозящих факторов развития балетмейстерского искусства является то, что на сценах театров очень мало балетов в постановке казахстанских хореографов.Недоверие чиновников и руководителей театров к своим кадрам привело к тому,что для постановок национальных балетов чаще приглашаются балетмейстеры из-за рубежа, которые, плохо ориентируясь в национальных традициях и обычаях,не зная танцевального фольклора казахов, не могут в танце передать образное мышление и пластику народа. Такие выводы сделаны автором на основе анализа балета «Карагоз» в постановке В.Усманова.
Ключевые слова: хореография, балетмейстер, спектакль, классический танец, театр, драма, Туткибаева, Гончаров, Авахри, Усманов.
Мақалада автор Қазақстандағы балетмейстерлік өнердің бүгінгі дамуын жетекші балет ұжымдарының афишалық қойылымдары негізінде талдаған. Автор пікірі бойынша балетмейстер өнері тоқырауының себебі театр сахналарында қазақстандық хореогрaфтар қойылымындағы балеттердің өте аз болуында. Шенеуніктер мен театр жетекшілерінің өз кадрларына сенімсіздік танытуы ұлттық балеттерді қоюға салт-дәстүрлерді білмейтін, қазақтардың фольклорлық билерін түсінбейтін, халықтың образды ойлауы мен қимылын бимен жеткізе алмайтын шетелдік балетмейстерлерді жиі шақыруы осындай жағдайға жеткізді. Автор В.Усмановтың қойылымындағы «Қаракөз» балетін талдау негізінде осындай қорытынды жасаған.
Кілт сөздер: хореография, балетмейстер, спектакль, классикалық би,театр, драма, Түткібаева, Гончаров, Авахри, Усманов.
The author analyzes the problems in the development of today’s ballet masterart in Kazakhstan on the basis of the analysis of the repertoire posters of the leadingballet groups. According to the author, one of the inhibiting factors in the developmentof choreography art is that there are very few ballets in the theatrical scenes stagedby Kazakhstani choreographers. The mistrust of officials and theater directors to theirspecialists led to the fact that foreign ballet masters are more often invited to stagеnational ballets but who don’t foreign know the national traditions and customs andwithout knowing the dance folklore of Kazakh people, they cannot pass on the figurativethinking and plasticity of the people in dance. Such conclusions were made by the authoron the basis of the analysis of the ballet «Karagoz» to be staged by V. Usmanov.
Key words: choreography, ballet master, performance, classical dance, theatre,drama, Tutkibaeva, Goncharov, Avahri, Usmanov.