«ARTS ACADEMY» ғылыми журналы

Кіру

Электрондық поштаңызды енгізіңіз

Біз сізге сайтқа кіру үшін сілтеме жібереміз.

Меню

РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ В СОЗДАНИИ КРУПНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ В БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ КАЗАХСТАНА

02 наурыз 2017 г.
РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ В СОЗДАНИИ КРУПНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ В БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ КАЗАХСТАНА
Номер в формате PDF - Скачать
Статья в формате PDF - Скачать

Данная статья посвящена вопросам создания крупных хореографических форм силами творческого союза композитора и балетмейстера. Рассмотрены балетные спектакли казахстанских хореографов: «Фрески» композитора Т.Мынбаева, хореография З.Райбаева; «Батыры» А.Исаковой и Б.Аюханова;«Вечный огонь» С.Еркимбекова в редакции М.Тлеубаева (1985 г.) и В.Гончарова(2010 г.). Авторы проанализировали процесс работы в создании балета, поиск новых форм, содержание сюжета, танцевальные характеристики. Раскрыли взаимосвязь синтеза драматургических приемов музыки, хореографии и сценария (либретто). Особое внимание уделено проблемам тенденции развития творческого союза композитора и балетмейстера. На основе проведенного исследования авторы приходят к следующим выводам: творческий тандем композитора, хореографа, а также либреттиста и сценографа на сегодняшний день переживает кризис. Это объясняется тем, что существуют различные объективные причины (отсутствие больших площадок, материальная зависимость, недоверие молодым композиторам и хореографам), а возможно,еще не родились гении.
Ключевые слова: балет, композитор, балетмейстер, творческий союз,интерпретация, музыкальная и балетная драматургия.

Мақала, балетмейстер және композиторлар шығармашылық одағының күшімен ірі хореографиялық формаларын құру мәселесіне арналған. Композитор Т.Мыңбаевтың "Фрески", Хореографиясы - З.Райбаев; А.Исакова мен Б.Аюхановтардың "Батырлары"; М.Тлеубаев (1985 жылы) пен В.Гончарова(2010) редакциясындағы С.Еркімбековтың "Мәңгілік от" шығармасы сияқты қазақстандық хореографтардың балеттері қарастырылған. Авторлар балет қоюдағы жұмыс үрдісін, сюжет мазмұнын, би сипаттамасын, жаңа формаларды сараптады. Музыка, сценарий (либретто) және хореографияның драматургиялық әдістері синтезінің өзара байланыстары айқындалды. Композиторлар мен балетмейстерлердің шығармашылық одағын дамыту тенденцияларының мәселелеріне ерекше көңіл бөлінген. Қарастырылған авторлардың зерттеулері нәтижесінде, композитор, хореографтардың шығармашылық тандемі, сонымен қатар, либреттист және сценографтың бүгінгі хал-ахуалы дағдарысты жағдайда екені айқындалды. Бұл әр түрлі объективті себептердің болуымен түсіндіріледі (үлкен аймақтың болмауы, материалды тәуелділік, жас хореограф пен композиторларға деген сенбеушілік), мүмкін кемеңгер дүниеге әлі келмегендігінен болар...
Тірек сөздер: балет, композитор, балетмейстер, шығармашылық одақ, интерпретация, музыка және балет драматургиясы.

This article is devoted to the establishment of major forms of dance by the effortsof creative union of composers and choreographers. Kazakh choreographers havereviewed various ballet performances: "Murals" composed by T. Mynbaev,choreography by Z. Raibayev; "Warriors" by A. Isakov and B. Ayuhanov; "Eternalflame" by S. Erkimbekov in the edition of M. Tleubayev (1985) and V. Goncharov (2010). The authors have analyzed the process of the work in the creation of ballet, thesearch for new forms, content of the story and dance performances.The relationship between the synthesis methods of dramatic music,choreography and script (libretto) was disclosed. Particular attention was paid to theproblems of development trends of the creative union of the composers andchoreographers. Based on the study, the authors came to the following conclusions:creative tandem of composer, choreographer, librettist and stage designer are in crisis today. This is due to the fact that there are various objective reasons (lack of largeareas, financial dependence, lack of confidence to young composers andchoreographers), and may be a genius has not been born yet.
Key words: ballet, composer, choreographer, artistic association, interpretation,music and ballet drama.

Номера журнала

© 2024 artsacademy.kz