В статье рассматриваются основополагающие аспекты деятельности менеджера танцевального коллектива, его задачи и профессиональная компетентность. Дан тематический анализ трудов ученых о деятельности топ- менеджеров в области искусства. Использованы методы выборочного и сравнительно-сопоставительного анализа, обобщения, эмпирического наблюдения. Актуальность и новизна работы заключается в том, что наблюдения автора сделаны на материале занятий по современной хореографии, казахскому танцу, спортивному бальному и народному танцу детских и взрослых танцевальных коллективов г.Астана. Автор подробно структурирует управленческую деятельность хореографа художественных танцевальных коллективов, разделяя ее на этапы выбора концепции постановки, отбора музыкального материала, организации процесса обучения, репетиционных занятий и выступлений. Системный подход и использование различных межпредметных связей, включая общую педагогику, знание возрастной психологии, эстетики, выводится в работе на уровень главных компонентов профессиональной успешности менеджера.
Ключевые слова: педагогика хореографии, танец, хореограф-постановщик, коллектив.
Мақалада би ұжымы менеджерінің қызметінің негізгі аспектілері, оның міндеттері және кәсіби құзыреттілігі қарастырылады. Өнер саласындағы топ-менеджерлердің қызметіне қатысты ғалымдардың еңбектеріне тақырыптық талдау жасалған. Зерттеуде таңдамалы және салыстырмалы- салғастырмалы талдау, жинақтау, эмпирикалық бақылау әдістері қолданылған. Зерттеудің өзектілігі мен жаңашылдығы автордың бақылаулары қазіргі заманғы хореография, қазақ биі, спорттық бал биі және халық биі бойынша Астана қаласындағы балалар мен ересектер би ұжымдарының сабақтары негізінде жасалғандығында. Автор көркем би
ұжымдарының хореографының басқарушылық қызметін жүйелі түрде құрылымдай отырып, оны қойылым концепциясын таңдау, музыкалық материалды іріктеу, оқу процесін ұйымдастыру, репетициялық сабақтар және қойылымдар кезеңдеріне бөледі. Жүйелі тәсіл мен пәнаралық байланыстарды, соның ішінде жалпы педагогика, жас ерекшелік психологиясы, эстетика білімдерін қолдану
зерттеуде менеджердің кәсіби табыстылығының негізгі құрамдас бөліктері ретінде көрсетіледі.
Түйінді сөздер: Хореография педагогикасы, би, қоюшы-хореограф, ұжым.
The article examines the fundamental aspects of the activities of a dance ensemble manager, their tasks, and professional competence. A thematic analysis of scholarly works on the activities of top managers in the field of art is provided. The study employs methods of selective and comparative analysis, generalization, and empirical observation. The relevance and novelty of the research lie in the fact that the author's observations are based on classes in contemporary choreography, Kazakh dance, sports ballroom dance, and folk dance in children's and adult dance ensembles in Astana. The author systematically structures the managerial activities of a choreographer of artistic dance ensembles, dividing them into stages such as selecting the production concept, choosing musical material, organizing the learning process, rehearsals, and performances. The study applies a systematic approach and integrates various interdisciplinary connections, including general pedagogy, knowledge of developmental psychology, and aesthetics, highlighting them as key components of a manager’s professional success.
Key words: choreography pedagogy, dance, choreographer-director, dance group.
Е.К. Халел, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРЕОГРАФА-ПОСТАНОВЩИКА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ. Научный журнал «ARTS ACADEMY» №4(12)2024, 30-43. DOI:10.56032/2523-4684.2024.4.12.30