Актуальность статьи заключается в постановке проблемы совершенствования профессиональных навыков, выработки специальных качеств работы на сцене во время выступления как этапа творческой деятельности исполнителей музыкального искусства, в котором взаимодействуют ученик, его родители и педагог. Обобщение эмпирического опыта воспитания способности обучающегося владеть собой во время концертных выступлений (так называемой сценической культуры), анализ этого сложного и предельно индивидуального процесса представляют цель исследования. В основу исследования положены методы экспериментальных наблюдений, анкетирования учащихся. Автор анализирует влияние психологического состояния исполнителя на его артистизм и технику, акцентируя внимание на необходимости комплексного подхода к воспитанию навыков выступления на сцене. В статье помимо фактора грамотной психологической поддержки со стороны преподавателя подробно описываются возможности репетиционных техник, тренировки внимания и концентрации, метод визуализации, направленные на формирование уверенности и сценической устойчивости учащегося.
Ключевые слова: фортепиано, исполнительское искусство, сценическая практика, артистизм, сценическая выдержка.
Мақаланың өзектілігі кәсіби дағдыларды жетілдіру, музыкалық орындаушылардың шығармашылық қызметіндегі маңызды кезең ретінде сахнада өнер көрсетуге қажетті арнайы қасиеттерді дамыту мәселесін қарастырумен байланысты. Бұл үдерісте оқушы, оның ата-анасы және педагог өзара әрекеттеседі. Зерттеудің мақсаты – концерттік орындау кезінде (яғни, сахналық мәдениетті қалыптастыруда) оқушының өзін- өзі ұстай білу қабілетін тәрбиелеуге арналған эмпирикалық тәжірибені жинақтау және бұл күрделі әрі жеке процессқа талдау жасау. Зерттеудің негізіне эксперименттік бақылау және оқушыларға сауалнама жүргізу әдістері алынған. Автор орындаушының психологиялық жағдайының оның артистизмі мен орындаушылық техникасына ықпалын талдай отырып, сахнада өнер көрсету дағдыларын қалыптастыруда кешенді тәсілдің қажеттілігіне назар аударады. Сондай-ақ, мақалада педагог тарапынан психологиялық қолдаудың маңыздылығы көрсетіліп қана қоймай, репетициялық әдістер, назар мен концентрацияны жаттықтыру, визуализация әдістері оқушылардың өзін-өзі сенімді ұстауы мен сахналық тұрақтылығын қалыптастыруға бағытталған құралдар ретінде жан-жақты сипатталады.
Түйінді сөздер: фортепиано, орындаушылық өнер, сахналық тәжірибе, артистизм, сахналық төзімділік.
The relevance of the article lies in addressing the issue of improving professional skills and developing specific qualities necessary for stage performance as a crucial stage in the creative activity of musical performers, where the student, their parents, and the teacher interact. The study aims to summarize the empirical experience of fostering a student's ability to maintain composure during concert performances (so-called stage culture) and to analyze this complex and highly individual process. The research is based on methods of experimental observation and student surveys. The author analyzes the influence of the performer's psychological state on their artistry and technique, emphasizing the necessity of a comprehensive approach to developing stage performance skills. In addition to the importance of proper psychological support from the teacher, the article provides a detailed description of rehearsal techniques, attention and concentration training, and visualization methods aimed at building confidence and stage resilience in students.
Key words: piano, performing arts, stage practice, artistry, stage endurance.
Ш.Т. Есиркепова, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ НА ИНСТРУМЕНТЕ ФОРТЕПИАНО. Научный журнал «ARTS ACADEMY» №4(12)2024, 44-58. DOI:10.56032/2523-4684.2024.4.12.44